EN
 / Главная / Все новости / Почему именно русистика?

Почему именно русистика?

Валентина Вегвари, Печ
11.02.2016

В этом году в Русском центре Печ проходит серия интервью с представителями разных поколений, которые связали свою жизнь с русистикой – русским языком, литературой, историей или с бизнесом в России. 8 февраля состоялось первое интервью с представителями двух поколений, занимающихся вопросами русской истории: с доцентом кафедры истории Средних веков Печского университета Дьёрдем Бебеши и дипломированным специалистом-историком, выпускницей университета Эстер Вамош. У обоих, несмотря на существенную разницу в возрасте, интересные судьбы и интересные пути, приведшие их к изучению истории России: у Д. Бебеши в школе было обязательным изучение русского языка, а Э. Вамош уже добровольно сама в гимназии выбрала русский язык в качестве третьего иностранного языка для изучения.

На вопрос модератора встречи В. Вегвари, с чего всё началось, Д. Бебеши рассказал о своём «бунте» против родителей-«технарей». Они хотели видеть его инженером и поэтому записали в гимназию в класс с математическим уклоном. Дьёрдем проучился там четыре года и, можно сказать, практически забыл русский язык, ибо гимназисты не считали важным данный предмет. Первая попытка поступить на факультет истории и русского языка в Педагогический институт в Пече оказалась неудачной, но юноше удалось поступить в вуз со второй попытки и успешно его закончить, а в дальнейшем получить и университетский диплом в будапештском университете. 

Д. Бебеши серьёзно начал заниматься историей после того, как в его руки попала статья о черносотенцах. Об этой странице в истории России он ничего раньше не слышал, что очень задело его самолюбие, ибо он посчитал это большим пробелом в своих знаниях. В настоящее время в круг его научных исследований входят реформы Александра II, деятельность Столыпина, Витте и др. Результаты своих научных исследований доцент Печского университета регулярно публикует в различных журналах, а также выступает с докладами на международных и венгерских конференциях на русском и венгерском языках. В Печском университете Д. Бебеши работает уже 18 лет, до этого он преподавал историю в гимназии г. Печ, в университете имени Этвеша Лоранда, в институте г. Сексард. Для своих студентов-историков он проводит уроки русского языка, ведь, по его мнению, русскую историю следует изучать, зная русский язык. 

Благодаря его активной деятельности и при поддержке широко известного в Венгрии историка, академика, бывшего ректора Печского университета Марии Ормош Д. Бебеши создал научно-исследовательскую группу «МОСТ» (аббревиатура венгерского названия Modern Orosz-Szovjet Történelem – Современная русско-советская история), руководителем которой он является и в настоящее время. Группа выпустила уже 8 книг по исследованиям русской истории. В провинциальных вузах Венгрии это первая научно-исследовательская группа, занимающаяся исследованием русской истории, в руководство «МОСТ» входит и Эстер Вамош.

Эстер Вамош рассказала, что одноклассники в школе удивлялись её выбору такого «экзотического» языка, как русский, да и в семье были разногласия: мать протестовала, а отец, наоборот, был очень рад решению Эстер и максимально поддерживал дочь. После окончания гимназии Э. Вамош поступила на исторический факультет в надежде, что в качестве второй специальности она сможет записаться и на отделение русской филологии. К сожалению, в то время для этого нужно было бы знание русского языка на уровне В2, и планам девушки не удалось осуществиться. Несмотря на это, она ходила на курсы русского языка, проводимые в Русском центре, а также занималась у преподавателя Д. Бебеши. В истории её заинтересовала тема отношения народов Карпатского региона к солдатам царской армии во время интервенции 1849 года. На материале исследований мемуаров и документов она написала магистерскую диссертацию, с которой уже выступала в Академии молодых учёных в Русском центре в ноябре 2015 года.

На вопрос модератора об отношении молодёжи к русскому языку Э. Вамош ответила, что он воспринимается в настоящее время молодыми людьми как любой другой иностранный язык и обычно только отмечается экзотичность его букв. А отвечая на вопрос, как можно выучить русский язык, она рассказала, что если английский язык она учила очень быстро и легко, то склонения в русском языке до сих пор представляют для неё большие трудности.  Её учительница в гимназии не обращала внимания на склонения, и только в университете студентка поняла всю важность их использования в языке.

Две истории жизни – два исследователя русской истории. Они пришли в русистику разными путями, у обоих был сложный выбор своего призвания и путь к нему, но, с их точки зрения, это был удачный выбор. А перед слушателями, собравшимися в Русском центре, развернулись картины интересного жизненного пути представителей старшего и молодого поколения.

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Пече, русский язык, образование

Новости по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Цветаева